Четыре всадника Апокалипсиса: начало конца света

На протяжении всей истории цивилизации понятие апокалипсиса является повторяющейся темой человеческой истории, выходящей за рамки культур и религий. Он являет собой высшую расплату, очищение мира с помощью катастрофических событий. Среди самых захватывающих пророчеств об этой надвигающейся гибели – Четыре всадника Апокалипсиса, изображенные в библейской книге Откровение.

Понимая легенду и ее различные интерпретации, можно представить себе это пророчество о конце света и крушении цивилизаций от войн, голода, мора и болезней. Пересмотрев Откровение, можем ли мы обнаружить хоть какое-то зерно истины в религиозной мифологии о четырех всадниках Апокалипсиса?

апокалипсис
“Смерть на бледном коне” Бенджамина Уэста — картина 1796 года, изображающая четырех всадников Апокалипсиса.

Когда прозвучат семь труб. Истоки четырех всадников Апокалипсиса

Книга Откровения в Новом Завете подробно описывает пророчество о конце света, написанное Иоанном Богословом с острова Патмос. В главе, повествующей об откровении о конце света, появляются четыре всадника Апокалипсиса, которые несут разрушение на Землю и уничтожают ее население.

Эта глава обычно интерпретируется как период истории, когда войны, болезни и голод приведут к гибели значительной части населения планеты. В Библии бедствия описаны как всадники, скачущие друг за другом по велению Иисуса в образе Агнца Божьего. Это название взято из Библии, Иоанна 1:29, когда Иоанн Креститель восклицает: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира”.

апокалипсис
Агнец, открывающий книгу/свиток с семью печатями. Первые четыре печати призывают Четырех Всадников Апокалипсиса.

Глава начинается с описания божественного свитка, запечатанного семью печатями, который Бог держит в своей правой руке. Когда все печати будут сломаны, последующий апокалипсис ознаменует второе пришествие Иисуса. Каждая из этих семи печатей представляла различные аспекты апокалипсиса.

Первые четыре печати относились к всадникам, пятая высвобождала крики мучеников о Божьем гневе. Шестая печать предвещала серию глобальных катаклизмов, а седьмая вызывала семь ангельских трубачей, несущих семь сосудов с язвами и божественным гневом, которые они должны были излить на грешников и нечестивцев.

В рамках пророчества Агнец Божий открывает первые четыре печати и призывает одного за другим четырех всадников Апокалипсиса, приводя в действие яростное очищение Земли.

апокалипсис

Белый всадник Апокалипсиса

“И увидел я и созерцал коня белого; и у сидящего на нем был лук, и дан ему венец; и он шел завоевывать и покорять”.

– Откровение, 6:2

На протяжении истории различные источники часто объясняли первого всадника по-разному, поскольку его роль – единственная, о которой не сказано прямо. Хотя большинство толкователей согласны с тем, что белый всадник символизирует болезнь и мор, это не всегда было именно таким утверждением. Существует широко засвидетельствованное описание, согласно которому белый всадник представляется как метафора праведности.

В мире, где процветает грех, праведный предвестник справедливости и добродетели казался бы подходящим исполнителем в апокалипсисе. Корона, которая была “дана ему”, может означать верховенство справедливости над всеми или символизировать действительно справедливого лидера, если таковой вообще может существовать.

Однако белый всадник как символ болезни и мора все же может быть наиболее правдоподобным описанием. Аспект завоевателя созвучен с распространением большой чумы (Великая чума – хороший пример), а корона символизировала бы верховенство смерти над всем остальным.

Но с течением времени и к началу XVI века многие стали интерпретировать белого всадника как олицетворение Второго пришествия Христа или даже самого Христа. В период серьезного кризиса и разрыва западного христианства с реформами Мартина Лютера это стало наиболее логичным и приемлемым объяснением.

Белый цвет коня и всадника быстро связали с божественной чистотой и отсутствием греха, а лук, который он нес, – с орудием божественного наказания. Аналогичным образом, белый всадник был интерпретирован как Святой Дух – чистый и праведный.

Другая популярная точка зрения гораздо проще – белый всадник мог быть просто олицетворением массового завоевания. Отрывок, относящийся к всаднику, который “шел завоевывать и покорять”, мог быть просто отрывком из пророчества о завоевателе, который поработит население Земли.

апокалипсис

Красный всадник Апокалипсиса

“И вышел другой конь, красный; и дана была власть сидящему на нем взять мир с земли, и чтобы они убивали друг друга; и дан ему большой меч”.

– Откровение 6:4

Красный всадник широко ассоциируется с войной. В переводах описания часто совпадают: конь “огненно-красный”, а всадник держит меч наперевес, готовясь к битве. Считается, что красный цвет символизирует огонь и кровь войны, а способность всадника заставлять людей убивать друг друга явно символизирует постоянную и глобальную войну.

Война как апокалиптический аспект всегда присутствовала во все времена и является самым прямым предвестником смерти. В Евангелии от Матфея, 24:6-7, Христос заявляет: “И услышите войны и слухи о войнах; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство…”. Эта цитата явно относится к постоянно присутствующей темы войны как символу последнего откровения.

Другая интересная цитата также может быть адаптирована к Красному Всаднику и войне как аспекту зла и Антихриста:

“Из вечного моря он поднимается,
создавая армии на обоих берегах,
обращая человека против его брата,
пока не перестанет существовать человек”.

Красный всадник также может означать грех ненависти и агрессии как фактор, способствующий предсказанному концу света. И в парадоксальном повороте событий Агнец Божий высвобождает ту же агрессию, чтобы огнем и мечом поразить нечестивых. Пророчество о постоянной войне, которая должна обрушиться на Землю, четко описано с Красным всадником, имеющим божественную власть забрать мир с Земли.

апокалипсис

Черный всадник Апокалипсиса

“И увидел я, и вот конь черный; и сидящий на нем имел в руке своей пару весов. И услышал я голос посреди четырех зверей, говорящий: мера пшеницы за копейку, и три меры ячменя за копейку; и смотри, не повреди масла и вина”.

– Откровение 6:5-6

Еще одна легко интерпретируемая фигура, Черный всадник, почти всегда описывался как олицетворение голода. Черный цвет коня широко приписывался негативным аспектам – траур, каркающие вороны, ночь, запустение и безрадостность – все это также является гранями голода. Считается, что всадник несет в руках пару весов.

Это выбранный перевод оригинального слова – греческого zugón – которое обычно означает “ярмо”, как в случае с ношей и ярмом для волов. В любом случае, оба описания подразумевают негативную коннотацию. Ярмо является синонимом подневольного состояния и рабства, а пара весов означает нормирование и измерение пищи. Это была распространенная древняя практика приписывания ценности вещам.

В отрывке говорится, что одной копейки (первоначально динария) было достаточно, чтобы приобрести лишь скудный паек пшеницы и еще меньше ячменя. Это явно древнее представление о том, как выглядел бы голод, поскольку пшеница была основным продуктом питания, и без нее не было хлеба.

В заключительной части отрывка говорится, что если цены на пшеницу и ячмень будут изменены, то цены на масло и вино не должны меняться. Это было истолковано по-разному и могло означать парадоксальный аспект, когда основные продукты питания исчезли, а вино осталось, что усилило голод, оставив роскошь, которая не может прокормить человека.

Одно из популярных толкований гласит, что Черный всадник означает имперское, правящее угнетение низшего класса. Богатые правители держат весы и раздают скудные пайки, которые они считают достаточными, в то время как предметы роскоши остаются в изобилии и недоступны для бедных. Растущее разделение между классами и людьми может быть прекрасным символом Откровения последнего времени.

апокалипсис

Бледный всадник Апокалипсиса

“И взглянул я, и вот конь бледный; и имя сидящему на нем – Смерть, и ад следовал за ним. И дана им власть над четвертою частью земли, убивать мечом, и голодом, и смертью, и зверями земными”.

– Откровение 6:8

Последний, четвертый всадник служит своего рода эпилогом, драматическим крещендо, кульминацией которого является самый могущественный и страшный всадник – сама Смерть. Во всей этой главе он единственный всадник, названный по имени, и единственный, у которого нет оружия – ибо он сам есть оружие. Всадник и лошадь изображены бледными, имеющими болезненный и безжизненный цвет трупа и способными погасить всякую земную жизнь различными естественными средствами.

Бледный всадник содержит элементы всех предыдущих и может быть назван самым значительным из четырех. По его следам следует Ад, последняя кульминация всего ужасного, готовый поглотить всех нечестивцев, которые погибнут во время апокалипсиса.

Часть, где говорится, что всадникам была дана власть над четвертой частью Земли, понимается по-разному. Хотя это может означать, что четыре всадника будут сеять хаос на четверти планеты, это также может означать, что каждый из четырех будет владеть одной четвертью планеты.

В отрывке говорится, что всадник будет убивать вместе со зверями земными. Это может быть намеком на животных и природу, которые быстро захватят обезлюдевшие регионы, что означает окончательное господство дикой природы над человеком.

апокалипсис
Ксилография Альбрехта Дюрера “Четыре всадника Апокалипсиса”.

Смерть едет на бледном коне – Апокалипсис в искусстве

Пророчество о четырех всадниках Апокалипсиса давно стало предметом вдохновения для многих художников, которые выбрали этот значимый и критический сюжет в качестве источника для монументальных произведений искусства. На протяжении всего времени многие художники изображали Четырех всадников Апокалипсиса так, как они их понимали, что также дает хорошее представление о пророчестве.

Одно из самых популярных изображений было создано в 1887 году известным русским художником Виктором Васнецовым. Его большая картина “Воины Апокалипсиса” представляет собой красочное, детальное и современное изображение Смерти, Войны, Завоевания и Голода. Они наделены современными для той эпохи атрибутами и должны были отразить жизнь населения того времени.

апокалипсис
Каждый из четырех всадников Апокалипсиса представляет различные аспекты очищения Земли. Художник Виктор Васнецов.

Некоторые из ранних, средневековых изображений были гораздо более драматичными и тревожными, определенно направленными на то, чтобы вселить страх в сомневающихся верующих. Одна из таких картин была сделана в 1496-1498 годах Альбрехтом Дюрером, знаменитым художником немецкого Возрождения. Его драматическая гравюра на дереве изображала четырех всадников Апокалипсиса в виде пожилых, страшных и истощенных мужчин, чьи жеребцы, вызывающие не меньшую тревогу, топчут грешных и прожорливых людей внизу.

Похожая гравюра была выполнена между 1851 и 1860 годами немецким художником Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом, который изобразил жестокую и беспощадную расправу четырех всадников над грешниками под пристальным взглядом Агнца Божьего.

апокалипсис
Иллюстрация под названием “Тронный зал и четыре всадника Апокалипсиса” Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Пока человек не перестанет существовать

На сегодняшний день история о Четырех Всадниках Апокалипсиса остается суровым видением парадоксальной, неотъемлемой природы человека. С самых ранних форм она служила предупреждением нечестивым людям изменить свой образ жизни, призывом к воздержанию и миру, к умеренности и смирению.

Однако мы видим, что в последние несколько десятилетий многое из того, что описано в Откровении и в истории о Четырех всадниках Апокалипсиса, уже сбылось. От бесчисленных случаев голода, чумы и мора до бесконечных войн и упадка – кажется, что апокалипсис наступил уже несколько раз. 

Или все-таки еще не наступил?

Читайте также: Что такое квантовый апокалипсис и стоит ли нам беспокоиться?

Поделиться

Добавить комментарий