Херувимы – это довольно загадочная тема, которая неоднократно встречается в в священных текстах, но никогда не объясняется до конца. Нам даны лишь краткие представления об их роли и природе. Поскольку приведенной информации недостаточно для того, чтобы по-настоящему ответить на поставленный вопрос, мы не будем пытаться дать такой ответ, а вместо этого представим несколько возможных частичных интерпретаций, которые даже могут быть взаимоисключающими или противоречащими друг другу.
Одно можно сказать с уверенностью: слово “херувим” по определению является словом во множественном числе. Суффикс “’им” указывает на множественное число существительных, однако в ряде европейских языков исторически закрепилось в качестве названия одного существа.
Этот суффикс также подразумевает атрибут, который лучше всего описать как “живой”.
Древнееврейский язык содержит множество подобных слов, оканчивающихся на суффикс “’им”. Среди них выделяется “элохим”, группа живых и разумных существ во множественном числе, которые часто интерпретируются как “боги”. Другой пример – хорошо известные “нефилимы”. Существуют также десятки других примеров.
Содержание
Херувимы как ангелы-хранители
Херувимов принято считать ангелами, которые выступают в роли могущественных стражей или служителей божественного трона. Библия в определенной степени поддерживает эту точку зрения. В Бытие 3:24 Бог помещает херувимов и пламенный меч в Эдемском саду, чтобы они охраняли путь к Древу жизни. В других текстах встречаются многочисленные примеры, когда херувимы ассоциируются с “престолом Бога”.
В Скинии, а в еврейской библии на престоле милосердия (золотой крышке Ковчега завета) херувимы не только обозначали присутствие Бога, но и, казалось, выполняли некую защитную функцию (Исход 37:7-9; Числа 7:89; Псалом 80:1). Однако эта модель херувимов как ангелов-хранителей Яхве несколько не соответствует действительности, если принять во внимание описание и другие действия, присущие херувимам в Писании.
Колесница, летательный аппарат или идеальное оружие: различные интерпретации херувимов
В Псалмах и других местах Библии Яхве говорит, что “восседает на херувимах”. Во многих из этих упоминаний херувимы описываются как некое летающее средство передвижения, часто сравниваемое с колесницей. Такая концепция была настолько влиятельной в иудаизме второго века до нашей эры, что вокруг этой так называемой колесницы сформировалась целая секта каббалистов, которую они назвали Меркаба.
Царь Давид, автор Псалмов, описывает “тысячи и тысячи” летающих херувимов и то, как они были задействованы в нескольких его военных победах. Он даже указывает на то, что между ним и херувимами была заранее согласована определенная тактика, чтобы устроить засаду на врага. Некоторые намеки на это можно найти в Псалме 18, Псалме 33, Псалме 68 и Псалме 102. Отсюда же происходят выражения “небесное воинство” и “Господь Саваоф”.
Пророк Иезекииль, однако, несколько иначе трактовал эту концепцию. В видении Иезекииля (которое иногда интерпретируют как встречу с НЛО) он представляет херувимов не как само транспортное средство, а как “живых существ”, управлявших каким-то образом кораблем Яхве. Есть интригующая связь в историях Иезекииля и Исайи, которые, похоже, приравнивают херувимов к другому очаровательному слову – серафимам.
Серафимы понимаются как змееподобные существа, возможно, рептилии, но также обладающие способностью летать. Параллели с глобальными мифологическими компонентами здесь многочисленны: от греческого бога Триптолема до плюмажных змей из мезоамериканских преданий и драконов китайского происхождения.
Многогранность: сомнения в интерпретации асимметричного херувима
И Иезекииль, и Исайя пишут о своих встречах с херувимами, описывая их как имеющих несколько поверхностей. Обычно эти описания переводятся как чудовищные описания существ с множеством крыльев и с четырьмя лицами: “у каждого существа были лики человека, льва, вола и орла”.
Интригует тот факт, что мифологии нескольких других культур объединяют этих же животных в свои собственные версии, возможно, какого-то одного явления. Вавилонская мифология примерно той же эпохи включает в себя существо под названием Ламассу, части тела которого взяты от быка, льва, орла и человека.
Талмудический и второканонический “Асмодей” имеет те же четыре лика на некоторых изображениях. Считается, что такие изображения предшествуют многочисленным химерным мифологическим существам самых разных культур, например, сфинксам, известным в Египте и Азии, а также многочисленным греческим персонажам, и послужили источником вдохновения или влияния на эти более поздние традиции.
Будь то разумный замысел или чисто эволюционный путь, все земные организмы, похоже, следуют нескольким простым эвристикам. Одной из наиболее распространенных из них является двусторонняя симметрия. Двусторонняя симметрия обеспечивает совпадение множества элементов анатомии, от пар рук и кистей до пар глаз и ушей. Именно благодаря ей зеркала эффективно обеспечивают достаточно точное отображение реальности.
Здесь можно отметить проблему с классической интерпретацией многоликих херувимов. Они, по-видимому, единственные создания в известной вселенной, которые нарушают универсальный закон симметрии. Вполне возможно толкование о четырех лицах страдает из-за проблем с переводом. У животных просто не бывает четырех лиц.
Дело в том, что текст оригинальной еврейской Библии гораздо менее ясен в отношении некоторых ключевых слов в этих отрывках. Можно допустить, что они вообще не описывали лица. Возможно, другие животные, о которых идет речь, призваны дать некий намек на различные атрибуты херувимов. В любом случае, текст содержит достаточно двусмысленностей, чтобы у нас был повод усомниться в своих предположениях относительно этого перевода.
Херувимы как региональные владыки
Пророк Иезекииль открывает довольно интригующую тему в своей 28-й главе. Эта глава написана как послание, переданное Яхве через Иезекииля некоему “князю Тира”. Странным образом Иезекииль упоминает херувима, стоявшего на страже в Эдеме в Бытии 3. Он фактически приравнивает этого единственного херувима к “князю Тира”.
Но как такое может быть? Этот князь является получателем и адресатом послания пророка, что явно указывает что князь должен быть современником пророка (около 600 г. до н. э.), и, следовательно, был способен получить послание от него. Однако Иезекииль утверждает, что этот же человек присутствовал в Эдемском саду, то есть, за несколько тысяч лет до жизни Иезекииля. Получается, что во времена Иезекииля этому херувиму было тысячи лет, но он все еще был жив и правил прибрежным городом Тир в Ливане.
Этот факт также может свидетельствовать о некоторой связи с идеей, иногда известной как “70 сыновей Эла”, представленной в угаритских текстах. Суть этой теории заключается в том, что Земля разделена на несколько (якобы семьдесят) территорий, каждой из которых правит свой региональный бог, одним из которых является и бог Израиля, а именно Яхве.
Теория в очень общих чертах подтверждается Священным Писанием: исторически событие такого разделения упоминается во Второзаконии 32:8. Модель “божественных” правителей также согласуется с чрезвычайно большой продолжительностью жизни ранних библейских патриархов, а также властителей, представленных в Списке шумерских царей, списках царей ацтеков, календаре майя и настенных фресках в египетском городе Дендера, которые рассказывают о древних правителях прежних эпох, чья продолжительность жизни достигала нечеловеческих сроков в несколько тысяч лет.
Примечательно, что если в этих легендах есть хоть крупица правды, это может послужить доказательством того, что человеческая цивилизация намного старше, чем принято считать в нашем мире; идея, которая постепенно набирает обороты в последние годы благодаря таким археологическим “бомбам”, как Гёбекли-Тепе, и многим другим объектам и находкам, которые отбрасывают назад давно и яростно охраняемые традиционные датировки и интерпретации.
Могут ли херувимы быть живыми машинами?
Исаия ясно представляет херувима как живое, разумное существо, способное занять место правителя города-государства. Иезекииль приводит аналогичный пример, когда говорит о “четырех живых существах” в своем путешествии, описанном в книге Иезекииля, глава 1. Хотя в этом описании он не использует слово “херувимы”, позже он переживает вторую встречу с теми же существами, описанную в главе 10 книги Иезекииля, и на этот раз он упоминает их имя – херувимы.
Однако, несмотря на то что эти существа кажутся живыми, в описании Иезекииля есть много деталей, которые, похоже, указывают на то, что херувимы более похожи на машины. Он описывает отдельные механические компоненты, используя имена, которые оканчиваются на суффикс “им”, что обычно указывает на живых существ.
Кроме херувимов, Иезекииль упоминает офаним, паним, кенапаим, энаим и сокеким. Все эти слова представляют проблему для переводчиков, поскольку встречаются только в данном контексте и поэтому не имеют своего “Розеттского камня” для надежного перевода. Однако, если читать их в контексте, они кажутся компонентами некой высокотехничной системы. Исайя соглашается с этим в своем повествовании и даже говорит, будто слышал, как живые существа специально называли определенные компоненты.
Иезекииль и Исайя описывают не только человекоподобных “живых существ”, но и “механизмы”, которые, судя по всему, представляют собой некое подобие летающего корабля. Согласно повествованию Иезекииля, с неба спускаются несколько металлических объектов, сопровождаемых клубящимися густыми облаками, из которых вырываются огни. Иезекииль использует ивритский термин uma-asehem, который переводится как более общий термин, означающий механизм.
Исайя указывает, что машины работают на топливе, сжигаемом в процессе горения, и что это транспортное средство перевозит его из Вавилона в Иерусалим, а это расстояние почти в 3 000 километров. Если учесть текст из Бытия 3, то описания пророков указывают на некий тип умной машины, а херувимы могут быть истолкованы как роботы или, возможно, часть продвинутой и почти интеллектуальной системы управления.
Вплетено в иудаизм
В книге Исход Яхве выбирает искусного мастера по имени Бецалель для работы над особым проектом. Проект включает в себя Скинию и Ковчег Завета, в обоих, как утверждается, присутствуют херувимы. Бецалель получает от Яхве особые подробные инструкции как создать херувимов по очень точному чертежу.
Эти херувимы – не просто декоративные вышитые гобелены и скульптуры, как принято считать. На самом деле израильтяне только что получили от Бога заповедь, прямо запрещающую им заниматься изобразительным и графическим искусством. “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли”, – гласят Десять заповедей в Исходе 20:4.
Очевидно, нелепо предполагать, что Бог запретил бы такую работу, а затем тут же развернулся бы и заказал этот проект. Скорее, работа Бецалеля более близка к техническим алгоритмам компьютерной инженерии. Ковчег Завета и сама Скиния изготовлены по строго определенным инструкциям из материалов, включая полупроводниковые металлы, и с использованием компонентов, узнаваемых современными инженерами-электронщиками.
Эти, казалось бы, высокотехнологичные предметы были вплетены в древнееврейскую религию на фундаментальном уровне, став центральным элементом самых священных ритуалов церемониального иудаизма на следующие несколько сотен лет, прежде чем бесследно исчезнуть в тумане легенд.
Великая тайна херувимов
Захватывающий семантический поворот заключается в том, что современный иврит может хранить в себе некие подсознательные древние знания. Керуб – это слово на современном иврите, которое переводится как “приближение” или “оценка”. Это очень важная концепция, которую следует учитывать. Сами по себе слова – это всего лишь обозначение некоего объекта или понятия, лежащего в их основе.
Слова моделируют понятия. Они не предназначены для точного представления, и такое намерение невозможно. Возможно ли, что концепции, витающие вокруг херувимов, настолько сложны и чужды по своей сути, что мы можем надеяться лишь на приблизительное понимание? Закрепилось ли это понятие в иврите по сей день? Конечно, трудно получить четкое представление о том, чем на самом деле являются херувимы.
правда в том, что никто не знает, кем или чем были херувимы. Хотя сегодня принято считать, что это маленькие, с детскими личиками ангелочки, живущие в облаках, в древних текстах нет абсолютно никаких доказательств для такого вывода. Скорее, они представлены как умные, но машиноподобные и в любом случае очень странные создания.
Возможно, если мы и можем чему-то научиться у истории с херувимами, так это тому, что то, что мы думаем, что знаем, часто оказывается неверным.
Читайте также: Боги Библии: новая интерпретация раскрывает древнейшую тайну в истории