Молох, или Молех, хорошо известен в Библии как бог, которому приносили в жертву детей в святилище за пределами Иерусалима. И, хотя Молох хорошо известен в Библии, он менее известен в археологических и исторических источниках, что приводит к разногласиям относительно личности бога, а также точной природы культа Молоха.
Содержание
Происхождение имени
Имя “Молех” или “Молох”, скорее всего, происходит от древнееврейского слова Melekh, означающего “царь”. Долгое время считалось, что Молох – это другое имя Милкома, главного божества аммонитов, но эта точка зрения утратила свою актуальность благодаря более поздним исследованиям.
Имя Молох, скорее всего, было титулом или эпитетом для божества, а не реальным именем. В финикийских и ханаанейских надписях божества часто называют царем чего-либо. Например, Малкандрос, другое имя Эль, главы ханаанского пантеона, переводится как “царь людей”.
Молох и Баал-Хаддад
Одним из предложенных вариантов Молоха является ханаанское божество Баал-Хаддад или Хадад. Хадад считался царем богов у древних ханаанеев. Доказательством того, что Молох может быть отождествлен с ним, служит тот факт, что языческие жертвенники в долине Бен-Хинном, где приносились в жертву дети, описаны пророком Иеремией как жертвенники Баалу. Более того, в ассирийских текстах говорится, что детские жертвы приносились Ададу, ассирийскому эквиваленту ханаанского Хадада. Это позволяет предположить, что детские жертвы могли приноситься и Хададу, и что культ детских жертвоприношений мог быть связан с ним.
Культ Молоха
В библейском повествовании говорится, что детей приносили в жертву или “пропускали через огонь” Молоху в святилище за стенами Иерусалима под названием Тофет, в долине Бен-Хинном. Хотя наиболее вероятно, что эта практика была вызвана привнесением чужеземного божества, существует также предположение, что иудеи считали, что приносят жертвы Яхве, национальному божеству древних иудеев и израильтян. В любом случае, пророки сурово осуждают эту практику как оскорбительную для Яхве, будь то искажение поклонения Яхве или поклонение чужестранному божеству, такому как Баал-Хадад.
Практика жертвоприношения детей засвидетельствована в других источниках по всему древнему средиземноморскому миру, особенно в Карфагене. В этом городе священная роща и храм были посвящены одному из таких культов.
Карфаген был основан финикийскими колонистами, что дает основание предполагать их связь с хананеями. Было высказано предположение, что существует связь между детскими жертвоприношениями, практиковавшимися в Карфагене, и аналогичными практиками в Ханаане и Иудее, такими как культ Молоха.
Некоторые ученые оспаривают это предположение, утверждая, что карфагенская практика отличалась от культа Молоха. Принято считать, что жертвоприношения детей в Карфагене обычно совершались только в периоды крайнего кризиса, в соответствии с классическими источниками, в то время как жертвоприношения детей, как говорят, были регулярной частью культа Молоха.
С другой стороны, из библейского текста вовсе не следует, что жертвоприношение детей было столь регулярным, как это предполагается в культе Молоха. Культ Молоха мог также включать в себя жертвоприношение детей только в кризисные времена, или это могло происходить только в особых случаях, таких как ежегодные праздники или рождение первенца. Такие практики засвидетельствованы в других частях древнего Средиземноморья. Таким образом, нет никаких оснований считать, что один культ предполагал регулярные жертвоприношения, а другой – нет.
Жертвоприношение детей или инициация?
Еще один важный спорный момент в изучении Молоха – приносили ли вообще в жертву детей. Некоторые ученые, а также древние раввины предполагают, что “пройти через огонь” означало пройти между рядами огня в обряде инициации. С этой точки зрения, “мерзость Молоха”, осужденная еврейскими пророками, была посвящением еврейских детей в язычество. То есть, детей на самом деле не приносили в жертву, а пророков встревожила именно церемония языческого посвящения.
Однако в этой точке зрения есть проблемы. Хотя есть некоторые случаи, когда в тексте может идти речь о чем-то подобном обряду инициации, есть также случаи, когда прохождение через огонь явно означает сожжение. Кроме того, древние ближневосточные тексты дают все основания полагать, что в действительности имело место именно жертвоприношение детей.
Остается неопределенность
В отношении Молоха остается много неясного, хотя кое-что можно сказать с относительной уверенностью. Из библейских и древних ближневосточных источников ясно, что Молох, вероятно, был титулом или эпитетом, используемым для обозначения выдающегося ханаанского божества, которому, по крайней мере, иногда приносили в жертву детей. Это божество было либо чужеземным, либо могло быть искаженным изображением самого Яхве, хотя это одно из менее вероятных объяснений. Помимо этого, нам еще многое предстоит узнать.
Читайте также: Идентифицирован таинственный Владыка Вселенной, упомянутый на стенах древней Пальмиры