Имя Пифагора знакомо каждому, кто хоть раз открывал учебник математики. Большинство знает его как знаменитого математика Древней Греции, а многие помнят и знаменитую теорему Пифагора. Но мало кто осознаёт, что Пифагор был еще и философом, и лидером культа. Не культа в стиле Чарльза Мэнсона, а культа, основанного на идее о том, что математика священна и является ключом к пониманию Вселенной. Братство Пифагора было мирным культом, определяемым верой в реинкарнацию и гармонию. Многие учения великого математика имели глубокий смысл, хотя некоторые были, мягко говоря, эксцентричными.
Содержание
Человек за культом
Говоря о жизни Пифагора, нужно относиться к древним источникам с долей скепсиса, поскольку многие из них склонны смешивать факты с фантазиями. Считается, что великий математик родился около 570 г. до н.э. в богатой семье. Его отец, Мнесарх, был гравером по драгоценным камням, а мать, Пифаида, происходила из богатого рода Геоморов. Согласно сирийскому философу Ямвлиху, Пифагору было предначертано величие. Он утверждал, что Пифаида и Мнесарх отправились в Дельфы к оракулу, обнаружив беременность. Им было сказано, что их сын станет мудрым человеком, который принесет пользу всему человечеству. Неплохое начало, не правда ли?
Говорят, что юного Пифагора обучали многие легендарные досократические философы, включая Ферекида Сиросского, Анаксимандра и двух из семи мудрецов: Бианта Приенского и Фалеса Милетского. Менее надежные источники утверждают, что Пифагора лично учился у легендарного Орфея.
Древние источники утверждают, что юный Пифагор много путешествовал, однако существуют разногласия относительно того, где именно он побывал. Согласно одним источникам, он ездил на обучение в Вавилон и Финикию, но не все с этим согласны. Вполне вероятно, что он путешествовал в Египет, где учился у фиванских жрецов. Там он познал основы геометрии, математики и метемпсихоза (реинкарнации).
Основание культа
Завершив свои путешествия, Пифагор вернулся на Самос, где основал собственную школу — «Полукруг Пифагора» (некоторые источники утверждают, что это было в Кротоне). Хотя формально это была школа математики, вероятно, что основные философские принципы пифагореизма развивались там же, в перерывах между уроками, во время дискуссий Пифагора с величайшими умами Греции. Именно там у Пифагора появился вкус к лидерству.
Когда Пифагору было около 60 лет, он покинул Самос, который захватил тиран Поликрат, и переехал в Кротон, на юг Италии. Пифагор устал от преподавания и основал коммуну. Первая пифагорейская коммуна быстро привлекла более 1000 последователей. Около 20 лет коммуна мирно сосуществовала со своими соседями в Кротоне, но это не могло длиться вечно.
В 510 г. до н.э. Кротон, не без помощи мудрых пифагорейцев, одержал победу над городом Сибарисом. Эта победа побудила местных жителей учредить демократическую конституцию, с чем Пифагор был категорически не согласен (он считал, что массы слишком не образованы, чтобы управлять собой, и демократия приведет к власти толпы). Жители Кротона восприняли это негативно, и вскоре сторонники демократии попытались убить Пифагора и некоторых его последователей.
Смерть Пифагора
Они подожгли дом видного пифагорейца, олимпийского атлета Милона, когда Пифагор и некоторые его последователи находились внутри. Что произошло дальше, доподлинно неизвестно. Некоторые источники утверждают, что Пифагор находился в доме Милона, но ему удалось спастись, потеряв в огне многих своих последователей. После этого он, как говорят, забрал оставшихся членов своего культа и бежал в Метапонт, где они продержались 40 дней, а затем умерли от обезвоживания и голода. Не самый счастливый конец.
Другая версия истории гласит, что Пифагор спасся из огня, пройдя по телам своих последователей, которые легли, чтобы спасти своего лидера. Пифагора охватили такое сильное горе и чувство вины, что он тут же покончил с собой, сделав принесенную жертву своих последователей бессмысленной.
Наименее вероятная история, рассказанная Диогеном, гласит, что Пифагор почти спасся, но его путь побега преградило бобовое поле. Пифагорейцы считали бобы священными, поэтому он отказался бежать через них. Местные жители догнали лидера культа и казнили его. Считается, что эта версия истории была попыткой выставить Пифагора и его учения в дурном свете.
Как бы то ни было, Пифагор, по-видимому, был убит той самой толпой, власти которой он боялся, выступая против демократии.
Поклонение Пифагору
Смерть лидера не остановила пифагорейцев. Наоборот, как это часто бывает, он стал мучеником. Этот человек превратился в пророка, которому они поклонялись, и они начали распространять весть о его великих деяниях. Сегодня некоторые историки сомневаются, сделал ли Пифагор какие-либо важные открытия или его последователи просто приписывали заслуги других людей своему павшему лидеру.
Поклоняясь Пифагору, его изображали божественным пророком со сверхъестественными способностями. Например, пифагорейцы верили, что он мог видеть будущее и мог разговаривать с рекой. Некоторые пифагорейцы также утверждали, что он однажды спустился в подземный мир и вернулся невредимым.
Реинкарнация была центральным звеном пифагорейского учения, и его последователи утверждали, что их лидер помнит все свои прошлые жизни. Якобы он был Эфалидом, сыном Гермеса, Евфорбом, погибшим во время Троянской войны, Гермотимом и Пирром — простым рыбаком. Эти утверждения изображали Пифагора не просто мудрым человеком, но божественным существом, владеющим знаниями древних. Впрочем, никаких доказательств того, что Пифагор когда-либо утверждал нечто подобное, нет.
Пифагорейская философия — мистические числа
Помимо поклонения самому Пифагору, пифагорейцы также поклонялись числам. В пифагорейской философии Вселенная состоит из чисел, и, следовательно, все можно сосчитать. С помощью математики можно было раскрыть все тайны Вселенной. Звучит заманчиво, но у этой философии были свои причуды.
Это была ранняя математика, и Пифагор верил только в натуральные (положительные) числа и понятия не имел о существовании нуля, поскольку тот еще не пришел из Индии. В мире пифагорейской нумерологии отрицательные числа считались кощунством. Одна история даже рассказывает о том, как Пифагор убил одного из своих последователей, Гиппаса, после того, как тот открыл иррациональные числа. Вероятно, это неправда, но зато подчеркивает фанатизм пифагорейцев.
Разные числа имели определенное божественное значение. Например, единица символизировала божественный разум и единство, а двойка — мысль и земную материю. Тройка была особенно важна. Божественное число, тройка, была связана с богом Аполлоном, и считалось, что она является суммой реальности: начало, середина и конец в сумме дают три. Число три также олицетворяло совершенного человека: благоразумие, целеустремленность и удачу.
Важнее всего было число десять, которое считалось совершенным. Пифагорейцы всегда собирались группами по десять человек и поклонялись тетраде — треугольной фигуре, ряды которой в сумме давали десять.
Гармония: чет и нечет
Идея гармонии была еще одним важным столпом пифагорейских верований, и, опять же, она была представлена числами. Пифагор учил, что гармония достигается через баланс противоположностей, представленных четными и нечетными числами. Все дуальности во Вселенной были представлены числами: мужчины и женщины, правое и левое, свет и тьма, верх и низ и т.д. Единственным исключением была единица, считавшаяся как четным, так и нечетным числом.
Музыка и космология
Пифагорейцы утверждали, что именно Пифагор открыл, что музыку можно перевести в интервалы и октавы с помощью математики. Пифагор и его ученики бесконечно экспериментировали с ранними музыкальными инструментами, пытаясь найти наиболее гармоничные музыкальные интервалы. Пифагора и его последователей завораживало, что то, что можно измерить с помощью математики, может также вызывать столь сильные психологические и эстетические чувства у людей. Именно это побудило его создать пифагорейский строй — измерение музыки в интервалах, соотношениях и октавах.
Поздние пифагорейцы восприняли эти учения и развили их. Они верили во вселенскую музыку, то есть в то, что сами звезды издавали гармоничный звук и двигались пропорционально друг другу. Пифагореец Филолай, можно сказать, был предшественником Коперника в том, что он считал, что планеты движутся вокруг центрального огня, а не Земля является центром Вселенной. Хотя он и опередил свое время, нет никаких доказательств того, что пифагорейцы считали Землю круглой, и уж точно они не верили в ее вращение.
Метемпсихоз и реинкарнация
Пифагорейцы верили в уникальную форму реинкарнации, лишенную большинства моральных учений, обычно приписываемых реинкарнации в других религиях. В пифагорейской реинкарнации наши действия в жизни не влияют на то, кем мы переродимся. Добрый, нравственный человек может прожить «идеальную» жизнь и переродиться червем, в то время как самый худший человек может получить шанс и вернуться царем. Вместо того, чтобы обманывать систему, живя праведной жизнью, упор делался на то, чтобы вырваться из этого круговорота. Те, кто посвящал себя пифагорейскому образу жизни и следовал его строгим правилам и ритуалам, могли очистить свою душу. Это освобождало их от круговорота, и они могли присоединиться к богам и своему любимому Пифагору в загробной жизни.
Никакого мяса, никаких бобов
Пифагорейцы воздерживались от употребления в пищу мяса, рыбы и бобов. Они также были невероятно прогрессивны в вопросах отношения к животным. Пифагор считал, что любому существу, способному испытывать боль или страдания, не следует причинять боль без необходимости. Поскольку поедание мяса всегда связано с определенной степенью страданий животных, мясо автоматически было исключено из рациона. Они также верили во взаимосвязь здорового тела и здорового духа. Отказ от мяса был не воздержанием, а стремлением к построению здорового тела и достижению арете (греческий термин для обозначения совершенства). Здоровое питание было важной частью повседневной жизни пифагорейца.
Они верили, что убийство животного по любой причине, кроме самообороны, принижает нравственность человека. Более того, по их мнению, люди были практически такими же, как животные, только немного умнее. Они считали, что всё живое разумно и, по крайней мере, минимально рационально.
Этот аргумент был настолько убедительным, что многие философы того времени решили стать вегетарианцами — впечатляющий подвиг в культуре, где мясо было основным продуктом питания.
Нельзя сказать, что все убеждения пифагорейцев в отношении еды имели смысл. Было еще кое-что, что было запрещено ученикам Пифагора — бобы. Предположительно, Пифагор либо считал, что бобы содержат души умерших, либо что метеоризм, возникающий при поедании бобов, уносит «дыхание жизни». Неясно, действительно ли он в это верил, или это была очередная попытка его соперников выставить его культ глупым. Может быть, он просто думал, что общинный образ жизни и бобы создадут невыносимо вонючую атмосферу.
Вступление в коммуну
На первый взгляд, вступление в Братство Пифагора очень похоже на вступление в современный культ или коммуну хиппи. Многие пифагорейцы жили вместе в коммунах, где вели аскетический образ жизни, подчиняясь правилам, установленным Пифагором. Хотя они утверждали, что у них была эгалитарная система, где все равны, всегда был лидер, стоящий выше всех остальных. Самое неприятное, что от новичков требовалось отдавать все свое земное имущество при вступлении. Затем это имущество распределялось между членами коммуны. Хотя это похоже на мошенничество, нужно сказать, что если кто-то покидал коммуну или не проходил испытательный срок, его имущество возвращалось с процентами.
Каждый новый член проходил пятилетнее посвящение. Они должны были дать обет молчания и не имели права встречаться с Пифагором или его преемниками, пока этот период не заканчивался. Хотя часто упоминается их коммуна, по-видимому, некоторые члены продолжали жить в собственных домах. Это было настоящее братство, члены которого заботились друг о друге, делясь всем необходимым во времена мира и невзгод.
Истинное равенство
Возможно, самое впечатляющее, что, несмотря на то, что древнегреческое общество было глубоко патриархальным, пифагорейцы таковыми не были. Они были истинными приверженцами равноправия и позволяли женщинам не только вступать в культ, но и учиться. Согласно преданию, мать, жена и дочери Пифагора были видными членами культа и составляли его ближайшее окружение. Его жена, Феано Кротонская, оказала большое влияние на ранний пифагореизм и была уважаемым философом. Она даже некоторое время возглавляла культ после смерти мужа. Другие женщины-члены культа были одними из первых известных женщин-философов.
Образ жизни пифагорейцев
Мы не шутили, когда говорили, что члены культа жили по строгим правилам. Стремясь сохранить чистоту души, пифагорейцы должны были следовать учениям своего лидера, даже если некоторые из них не имели особого смысла. Эти учения и правила представляли собой собрание устных изречений, называемых «символами» или «акусматиками». Хотя многие из них были утрачены, те, что дошли до наших дней, могут показаться довольно странными.
Членам культа запрещалось переступать через ярмо, разжигать огонь ножом или поднимать упавшую со стола еду. Судя по всему, Пифагор не знал правила пяти секунд. Другие правила включали запрет на ношение шерсти (возможно, Пифагор считал это жестоким) и требование всегда сначала надевать правую сандалию.
В других правилах смысла было больше. Последователи совершали одинокую прогулку для самоанализа каждое утро перед завтраком, и от них ожидалось, что они будут ежедневно заниматься физическими упражнениями. Завтрак всегда состоял из хлеба и меда. Члены работали днем, а затем отправлялись уже на групповую прогулку и совместный ужин вдесятером. После еды пифагорейцы обсуждали учения своего лидера и спорили о нравственности, прежде чем лечь спать.
Раскол
Вскоре после смерти своего лидера пифагорейцы начали ссориться между собой, и наметился раскол. Они быстро разделились на две отдельные группы: акузматиков (слушателей) и математиков (учеников).
Акузматики были самыми консервативными из этих двух групп. Они были одержимы религиозными и ритуальными аспектами своих верований. Догматичные по своей природе, они отвергали любые попытки развить пифагорейскую мысль или переосмыслить ее аспекты. Они также считали, что Пифагор довел математику до совершенства, и игнорировали любые открытия. По сути, они застряли в прошлом.
Математики были полной противоположностью. Они по-прежнему уважали философские учения своего основателя, но хотели продолжить его дело. Именно они развили новые теории о космосе, в том числе идею о том, что планеты вращаются вокруг центрального огня и что галактика едина своего рода вселенской музыкой. Они также были открыты для других мыслителей и начали следовать учениям Гиппаса, который учился у Пифагора.
Более непредубежденные математики продолжали признавать акузматиков собратьями-пифагорейцами, но это была улица с односторонним движением. Акузматики считали других еретиками и отказывались признавать их. Для внешнего же мира все они были чудаками, и посторонние считали всех пифагорейцев одной группой.
Заключение
Несмотря на этот раскол, обе группы просуществовали более века, распространяя учения Пифагора среди тех, кто был готов их слушать. Однако со временем верования пифагорейцев канули в Лету. Акузматики, по-видимому, были поглощены киниками, в то время как математики в конце концов присоединились к платоновской школе философии.
Однако это еще не конец истории. В I веке до н.э., после двухсотлетнего забвения, возникла новая форма пифагорейской философии — неопифагореизм. Эта новая школа мысли объединила пифагореизм с учениями других великих мыслителей, таких как Платон, Аристотель и философы-стоики. Их аскетические доктрины оказали большое влияние на ранних христианских богословов.
Братство Пифагора, возможно, в конце концов полностью исчезло, но влияние его учения ощущается и по сей день. Его след можно найти в христианстве, современной математике, нумерологии и даже в теории музыки. Многие великие умы научной революции были вдохновлены ранним пифагореизмом, сочетающим философию с наукой.
Читайте также: Евклид: отец геометрии