Древние майя верили, что все во вселенной – от природного мира до повседневного опыта – является частью единой могущественной духовной силы. Они не были политеистами, поклонявшимися отдельным богам, а скорее пантеистами, считавшими, что различные боги были лишь различными проявлениями единой силы.
Одним из лучших доказательств этого служит поведение двух самых могущественных существ мира майя: Первый – это бог-творец, чье имя до сих пор произносят миллионы людей каждую осень – Уракан, или “Ураган”. Второй – это бог молнии К’авиль, живший в начале первого тысячелетия нашей эры.
Эти существа, хотя и разделенные более чем тысячелетием, связаны между собой и могут научить нас чему-то о наших отношениях с природным миром.
Содержание
Уракан, “Сердце Неба”
Уракан когда-то был богом киче, одного из народов майя, которые сегодня живут в южных горных районах Гватемалы. Он был одним из главных персонажей Пополь-Вуха, религиозного текста XVI века. Его имя, вероятно, зародилось в Карибском бассейне, где другие культуры использовали его для описания разрушительной силы бурь.
Киче ассоциировали Уракана, что означает “одна нога” на языке киче, с погодой. Он также был их главным богом творения и отвечал за всю жизнь на Земле, включая людей.
Из-за этого его иногда называли У К’уш К’ах, или “Сердце Неба”. На языке киче к’уш было не только сердцем, но и искрой жизни, источником всех мыслей и воображения.
Однако Уракан не был совершенным. Он делал ошибки и иногда уничтожал свои творения. Он также был ревнивым богом, который повреждал людей, чтобы они не были ему равны. В одном из таких эпизодов считается, что он затуманил их зрение, тем самым не позволив им видеть вселенную так, как видел ее он.
Уракан был единым существом, существовавшим в виде трех отдельных личностей: Уракан-Молния, Младший Уракан-Молния и Внезапный Уракан-Молния. Каждый из них воплощал разные виды молний, от огромных разрядов до малых или внезапных вспышек света.
Несмотря на то, что он был богом молнии, не существовало строгих границ между его силами и силами других богов. Любой из них мог владеть молнией, создавать человечество или разрушать Землю.
Другой бог бури
Пополь-Вух подразумевает, что боги могли смешивать и сопоставлять свои силы по желанию, но другие религиозные тексты более явны. За тысячу лет до написания Пополь-Вуха существовала другая версия Уракана, называемая К’авиль. В течение первого тысячелетия люди от южной Мексики до западного Гондураса почитали его как бога земледелия, молнии и царской власти.
Изображения К’авиля можно найти повсюду на керамике и скульптурах майя. Во многих изображениях он почти человек: у него две руки, две ноги и голова. Но его лоб – это искра жизни, и поэтому из него обычно торчит что-то, производящее искры, например, кремневый топор или пылающий факел. А одна из его ног не заканчивается ступней. Вместо нее – змея с открытой пастью, из которой часто появляется другое существо.
Правители и даже боги когда-то проводили церемонии в честь К’авиля, чтобы попытаться вызвать других сверхъестественных существ. Считалось, что он, как олицетворение молнии, создавал порталы в другие миры, через которые могли путешествовать предки и боги.
Представление силы
Для древних майя молния была чистой силой. Она была основой всего творения и разрушения. Поэтому древние майя вырезали и рисовали множество изображений К’авиля. Писцы писали о нем как о своего рода энергии – как о боге со “многими лицами” или даже как о части триады, подобной Уракану.
Он был повсюду в древнем искусстве майя. Но он никогда не был в центре внимания. Как чистая сила, он использовался другими для достижения их целей.
Боги дождя, например, владели им как топором, создавая искры в семенах для земледелия. Заклинатели вызывали его, но в основном потому, что верили, что он может помочь им общаться с другими существами из других миров. Правители даже носили скипетры, сделанные по его образу, во время танцев и шествий.
Более того, художники майя всегда изображали К’авиля делающим что-то или используемым для того, чтобы что-то произошло. Они верили, что сила – это то, что ты делаешь, а не то, что у тебя есть. Как вспышка молнии, сила всегда менялась, всегда была в движении.
Взаимозависимый мир
Из-за этого древние майя считали, что реальность не статична, а постоянно меняется. Не было строгих границ между пространством и временем, силами природы или одушевленным и неодушевленным мирами.
Всё было податливым и взаимозависимым. Теоретически, что угодно могло стать чем угодно – и всё потенциально было живым. Правители могли ритуально превращаться в богов. Скульптуры можно было убить. Даже природные объекты, такие как горы, считались живыми.
Эти идеи – общие для пантеистических обществ – сохраняются и сегодня в некоторых общинах Америки.
Когда-то они были мейнстримом и являлись частью религии киче 1000 лет спустя, во времена Уракана. Один из уроков Пополь-Вуха, рассказанный во время эпизода, где Уракан затуманивает человеческое зрение, заключается в том, что человеческое восприятие реальности – это иллюзия.
Иллюзия заключается не в том, что существуют разные вещи. Скорее, в том, что они существуют независимо друг от друга. Уракан, в этом смысле, повредил себя, повредив свои творения.
Сезон ураганов каждый год должен напоминать нам, что человеческие существа не независимы от природы, а являются ее частью. И, как Уракан, когда мы вредим природе, мы вредим себе.
Читайте также: Храм бога Смерти майя, он же “вонючка” – обнаружен в Мексике