Легко предположить, что древнеримские статуи потеряли головы из-за повреждений в течение веков, но это не всегда так.
Века и эпохи зачастую не слишком добры к древним артефактам, особенно к произведениям искусства. Музеи по всему миру полны статуй и скульптур, которые в той или иной степени повреждены, часто лишены конечностей или находятся в очень плохом состоянии. Однако не все эти предполагаемые повреждения являются случайными или результатом атаки вандалов. Похоже, что римляне намеренно создавали статуи без голов – и на то были свои практические причины.
Скульптуры без голов, пожалуй, являются одними из самых знаковых в римском искусстве и археологии. Некоторые из них изначально создавались с отделяемыми головами. Это объясняется тем, что римляне, будучи известными прагматиками, любили быть гибкими в своих художественных решениях. Допустим, вы заказали дорогую скульптуру популярного героя, но что делать, если этот герой станет непопулярным?
Решение простое – вы снимаете со статуи его голову и заменяете ее головой того, кто сегодня находится на пике популярности. Художнику просто нужно создать идеализированное, стандартизированное тело (обычно в тоге), а затем у вас есть возможность менять головы в зависимости от конъюнктуры.
Подобная гибкость была особенно важна для римской культуры, поскольку акт забвения был одной из наиболее значительных форм наказания для тех, кто впал в немилость. Статуи уродовались и обезглавливались, чтобы уничтожить память о человеке, которого они изображали, что часто происходило, когда один император сменял другого или происходила кардинальная смена режима.
Следует уточнить, что не все скульптуры создавались со съемным верхом, поэтому не каждая статуя без головы была задумана так изначально. Более того, съемные головы были не единственными частями, которые могли меняться. У некоторых статуй были съемные руки или другие элементы, но чаще всего встречались съемные головы. В конечном счете, это был дешевый способ актуализировать свое произведение.
Известным примером такого типа скульптуры может служить статуя “Сидящая женщина”, созданная во II веке н.э. и хранящаяся в Художественном институте Чикаго. Эта фигура была спроектирована таким образом, что могла изображать богиню или выдающуюся женщину (в зависимости от спроса).
Другой пример – статуя Антония, загадочного любовника императора Адриана, хранящаяся в Хельсинкском университете. На этой статуе, датируемой примерно 130-150 гг. н.э., видны линии, по которым при необходимости можно было заменить голову и предплечья.
Некоторые римские статуи не были неизменными изображениями известных героев, и они могли меняться со временем, отражая новые стандарты красоты или альтернативные взгляды на то, что имело значение.
В отличие от сегодняшнего дня, когда опозорившийся общественный деятель просто теряет лицо, римляне могли пойти на дополнительный шаг и вообще убрать ему голову.
Читайте также: Загадка утраченной статуи ацтеков Древней Мексики