Бехистунская надпись — это гравировка, расположенная на скале горы Бехистун (в древности, как говорят, означавшей «место, где обитают боги»). Надпись была высечена на трех языках и сопровождается большим наскальным барельефом. Бехистунская надпись для ассириологии — то же, что Розеттский камень для египтологии. Помимо помощи в расшифровке клинописи, еще одна важная особенность Бехистунской надписи заключается в том, что это единственный известный монументальный текст, созданный Ахеменидами, который документирует конкретное историческое событие.
Содержание
Гора Бехистун: исторический памятник на склоне утеса
Бехистунская надпись расположена на горе Бехистун, примерно в 60 м над равниной, в западной иранской провинции Керманшах. Измерения показали, что надпись имеет высоту около 15 м и ширину 25 м. Она была создана ахеменидским царем Дарием I в 521 г. до н.э. Надпись можно разделить на четыре отдельные части.
Первая часть — это большой барельеф, на котором изображены различные фигуры, наиболее заметной из которых является сам Дарий. Царь изображен с луком в руке — признаком его власти. Дарий поставил одну ногу на грудь неопознанного человека, лежащего на спине. Считается, что эта фигура — Гаумата, претендента на ахеменидский престол. За царем стоят Интаферн, лучник Дария, и Гобрий, его копьеносец. Перед царем стоят девять человек, связанных вместе веревкой вокруг шеи и со связанными за спиной руками. Это девять мятежников, которые, согласно записям, были побеждены Дарием. Наконец, над всеми этими смертными изображен верховный бог Ахура Мазда.
Остальные три части надписи — это, собственно, тексты. Они были высечены клинописью и рассказывают более или менее одну и ту же историю. Но, главное, они были написаны на трех разных языках. Одна надпись — на древнеперсидском, другая — на эламском, а третья — на аккадском. Кроме того, версия Бехистунской надписи на арамейском языке была обнаружена на папирусном свитке в Египте.
Восхождение Дария I: самозванство и поражение Гауматы
Что касается содержания, то Бехистунская надпись начинается с того, что Дарий представляет себя. Здесь царь приводит свою генеалогию, возможно, чтобы оправдать свое занятие ахеменидского престола. Царь также перечисляет страны, находящиеся под контролем империи, и ставит это в заслугу Ахурамазде: «…Это страны, которые пришли ко мне; по милости Ахурамазды я стал их царем…».
После такого вступления Дарий излагает свою версию событий, приведших к его восшествию на ахеменидский престол. Согласно тексту, маг по имени Гаумата выдавал себя за Бардия, убитого брата Камбиса, который в то время был царем Ахеменидской империи. Говорят, что Гаумата узурпировал власть Камбиса и стал царем. Дарию удалось убить Гаумата и стать новым властителем. Следующая часть текста посвящена восстаниям, вспыхнувшим по всей империи во время правления Дария. Царь сообщает, что он подавил все эти восстания и в процессе убил еще 9 царей. Таким образом, эту часть текста можно рассматривать как свидетельство военного мастерства царя.
Неувядающая память о Бехистунской надписи
Бехистунская надпись упоминается несколькими древними авторами, хотя некоторые из них допускали ошибки. Например, Ктесий, греческий врач и историк, и Диодор Сицилийский приписывают текст легендарной царице Семирамиде. Память о надписе сохранилась и в средневековый период, а вот ее создатель был забыт. Говорят, что в те времена местные жители приписывали надпись Хосрову II, одному из последних сасанидских царей.
Что касается перевода текста, то он поддался только в XIX веке, что позволило правильно интерпретировать барельеф. До этого резьба только не интерпретировалась: учитель, наказывающий своих учеников; Христос и его 12 апостолов, а также Салманасар Ассирийский и 12 колен Израилевых.
Читайте также: Кто такая Дельфийский оракул и как она пророчествовала?
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.