В пустыне Эль-Субия на севере Кувейта, в ходе раскопок на месте стоянки Бахра 1, кувейтско-польская археологическая миссия (KPAM) обнаружила таинственную фигурку головы с чертами рептилии. Возраст находки оценивается в 7500 лет. У фигурки удлиненный череп, раскосые глаза и плоский нос.
Профессор Петр Белинский из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета (PCMA UW), изучив артефакт, заявил, что эта находка, первая в своем роде в регионе, «поднимает интригующие вопросы о ее назначении и символической, или, возможно, ритуальной ценности, которую она имела для людей этого древнего сообщества».
Содержание
Керамика и рептилии
Группа исследователей, в которую входят ученые из PCMA UW и Национального совета Кувейта по культуре, искусству и литературе (NCCAL), отмечает, что обнаруженная фигурка несколько похожа по дизайну на статуи и фигурки с птичьими, змеиными или рептильными чертами, созданными культурой Убейд, процветавшей в то время и в этом регионе. Однако большинство археологов до сих пор не знают, что побуждало людей Убейд создавать фигуры с головами рептилий.
Наряду с загадочной фигуркой на стоянке были также найдены свидетельства местного производства керамики и гончарная мастерская, использовавшаяся для создания грубой красной керамики (CRW). Это открытие разрешает давний спор о происхождении этого типа керамики, которая, по словам исследователей, «известна по находкам на Аравийском полуострове».
Кого (или что) представляют фигуры с чертами рептилий?
Изображения людей с головами змей, ящериц или другими классическими рептильными чертами появлялись в разных культурах по всему миру на протяжении всей истории. Однако большинство из них были связаны с конкретными богами или религиозными практиками. Древние египтяне поклонялись богу по имени Собек, которого часто изображали с головой аллигатора на человеческом теле. Доколумбовые и мезоамериканские культуры поклонялись Кетцалькоатлю (ацтеки) и Кукулькану (майя) соответственно, оба из которых изображались со змеиными или змееподобными головами.
Шумеры, считающиеся древнейшей из известных цивилизаций, поклонялись богу-змею по имени Нингишзида, который олицетворял растительность, подземный мир, а иногда и войну. Хотя период Убейд предшествует шумерам на тысячи лет, обе культуры процветали в Месопотамии, а это означает, что шумеры, возможно, унаследовали поклонение иконографии с рептильными чертами от своих предков Убейд.
Тем не менее, археологи до сих пор не знают значения мотивации людей убейдского периода для создания статуй, которые выглядят явно нечеловеческими, и как эти статуи могли быть включены в религиозные, духовные или церемониальные практики.
На сайте музея Пенна, описывающем выставку, которая включает фигурки убейдской культуры с рептильными чертами, говорится: «Были выдвинуты различные предположения, что они представляют собой примитивных семитских яфетитов, субарейцев или просто дошумерское население». Однако музей отмечает, что более комплексное исследование геологических условий в южной Месопотамии во время изготовления статуй «может пролить свет на этот неясный вопрос».
Местное производство грубой красной керамики разрешает давнюю загадку
Помимо фигурки, на стоянке Бахра 1 были обнаружены два типа керамики. Первый считается типичным примером керамики Убейд, которая, как известно, импортировалась из Месопотамии в регион Персидского залива. Второй тип – грубая красная керамика (CRW).
По словам исследователей, CRW часто описывалась как производимая локально в регионе Персидского залива, «но фактические места ее производства до сих пор оставались неизвестными». Теперь же, добавляют они, открытие гончарной мастерской и необожженного глиняного сосуда CRW «подтверждает, что Бахра 1 является старейшим известным местом производства керамики в Персидском заливе».
Команда также пригласила специалистов по археоботанике, доктора Романа Ховсепяна и профессора Альдону Мюллер-Бенье, для изучения отдельных фрагментов керамики. В случае успеха исследователи KPAM надеялись, что археоботаники смогут извлечь хоть какие-нибудь следы растительного вещества, «которые могли бы помочь идентифицировать местную флору середины 6-го тысячелетия до нашей эры».
По словам доктора Ховсепяна, ранние тесты, проведенные на фрагментах керамики, «выявили следы диких растений, особенно тростника, в составе местной керамики». Это открытие подтверждает идею о том, что CRW производилась локально.
И, напротив, доктор Ховсепян говорит, что команда обнаружила ранние следы остатков культурных растений, включая злаки, «такие как ячмень и пшеница», внедренные в импортную керамику Убейд. Это открытие подтверждает идею о том, что керамика Убейд импортировалась.
Одна загадка решена, одна остается
Учитывая местоположение стоянки Бахра 1 и распространение убейдской культуры 7500 лет назад, исследователи уверены, что их находка принадлежит этому народу или находилась под прямым влиянием их иконографии. Они также считают, что их открытие разрешило загадку местного производства CRW.
И хотя на стоянке Бахра 1 запланированы дальнейшие раскопки, что означает, что могут быть обнаружены еще больше фигурок с чертами рептилий, исследователи до сих пор не знают, зачем они были сделаны и что они представляют. Некоторые идеи могут быть почерпнуты у шумеров или других древних культур, но пока не будет известно больше о людях периода Убейд, их мотивы для создания этих типов фигурок с рептильными чертами останутся загадкой.
Читайте также: Декор этой нелепой рептилии в хоккейном стиле может изменить то, что мы знаем об эволюции перьев
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.