Народы Тартесса сожгли свои собственные храмы и исчезли 2 500 лет назад.
Археологи обнаружили первые известные скульптуры человеческих фигур, сделанные народом Тартесс – затерянной цивилизацией, процветавшей на юге Испании около 3 000 лет назад и связанной с мифом об Атлантиде. По мнению исследователей, это, скорее всего, изображения богов и воинов.
Обнаружение пяти рельефов с человеческими лицами на древнем тартессийском городище Касас-дель-Туруньуэло позволило узнать неожиданные подробности об этом обществе бронзового века, которое таинственно исчезло около 2500 лет назад. Хотя эти народы создали множество великолепных артефактов, эти рельефы являются первыми человеческими изображениями, найденными на месте раскопок, и добавляют новый удивительный слой к нашему пониманию этой яркой культуры.
“Необычность новой находки заключается в том, что изображения соответствуют человеческим лицам”, – заявила во вторник Эрика Лопес, представитель Национального исследовательского совета Испании (CSIC). “Эта необычная находка представляет собой глубокий сдвиг парадигмы в интерпретации народа Тартесс, который традиционно считается аниконической культурой, представляющей божество через животные или растительные мотивы, или через бетилос (священные камни)”.
Человеческие лица относятся к 5 веку до н.э., к конечному периоду этой многовековой цивилизации, которая очаровывала как древних, так и современных ученых. Два наиболее хорошо сохранившихся рельефа изображают женщин, которые могли быть богинями в тартессийском пантеоне.
Третья фигура, украшенная шлемом, может быть тартессийским воином, говорят исследователи. Оставшаяся пара рельефов сохранилась хуже, но они также могут быть божествами, которые наблюдали за воином как часть более крупной скульптурной сцены.
Человеческие рельефы были найдены в древнем саманном храме, заполненном костями животных, которые были убиты, съедены и помещены в яму во время массового жертвоприношения. По неизвестной причине это место затем было намеренно запечатано и сожжено дотла в рамках ритуала, который, по-видимому, был распространен среди тартессов, поскольку близлежащие тартесские места Канчо Роано и Ла Мата также были сожжены подобным образом.
Артефакты, погребенные в обломках этих зданий, позволяют взглянуть на ушедшую культуру, которая была известна своей уникальной письменностью и великолепными металлическими изделиями. Тартессы, вероятно, происходили от палеоиспанских и финикийских групп Западного Средиземноморья и прославились сложными артефактами, изготовленными из золота, серебра, бронзы, меди, олова и других металлов, добываемых в регионе.
Хотя тартессы процветали в южной Иберии в течение нескольких веков, эта богатая культура исчезла с лица земли вскоре после того, как Касас-дель-Туруньюэло был сожжен дотла. Некоторые эксперты предполагают, что экономическую смерть тартессам нанесло упадок горного дела и металлургии.
Другие ученые предполагают, что землетрясения и цунами принесли широкомасштабные наводнения и ущерб тартесским поселениям, от которых цивилизация так и не смогла оправиться. Такая гипотеза объясняет, почему некоторые исследователи предположили, что Тартесс может быть первоисточником легенды об Атлантиде, хотя другие ученые называют эти утверждения “выдуманными” и “полным сумасбродством”.
Учитывая, что Касас-дель-Туруньюэло был обнаружен совсем недавно, в 2015 году, археологи успели только поверхностно ознакомиться с этим удивительным местом. Команда CSIC надеется, что будущие раскопки древнего храма откроют новые сведения о народах тартесс, их культуре и их странном исчезновении.
“Эти находки еще больше подчеркивают как важность этого места, так и важность тартесской культуры в долине Гвадиана в ее последние дни существования”, – сказала Лопес в своем заявлении.
Читайте также: 36 400 лет до н.э.: историческое время теории Зеп-Тепи