В период своего расцвета, около 200 г. н.э., Теотиуакан насчитывал более 125 тыс. жителей, сотни храмов и дворцов, а также были возведены три массивные пирамиды, названные в честь Солнца, Луны и Пернатого Змея (символ планеты Венера). Руины города Теотиуакан, который часто называют американским Римом, находятся всего в 50 км к северо-востоку от современного Мехико.
Содержание
Город богов
К моменту прихода ацтеков в начале XIV в. н.э. древний мегаполис уже лежал в руинах, его великие пирамиды были покрыты кустарником и растительностью. Несомненно, перед ацтеками встали те же вопросы, что и перед любым современным посетителем этого места. Кто были эти таинственные строители Теотиуакана и откуда они пришли? Для ацтеков ответ на этот вопрос был простым – это боги.
Их легенды рассказывали о приходе мудрецов из страны за морем: “Они говорят, что пришли в эту землю, чтобы править ею”, – писал испанский хронист Бернардино из Саагуна:
“Они пришли из-за моря на кораблях, множество их, и высадились на берегу моря, на севере… Оттуда они пошли дальше, ища белые горы, дымчатые горы… ведомые своими жрецами и голосом своих богов. Наконец они пришли к месту, которое назвали Тамоанчан… и там они поселились на некоторое время… но это было ненадолго, так как их мудрые хозяева ушли, снова сели на свои лодки… взяв с собой все свои священные книги и свои священные изображения”.
Вопрос о принадлежности Теотиуакана к Тамоанчану, Толлану или Тлиллану-Тлапаллану из легенд ацтеков и науа постоянно вызывает споры среди историков: Великий Теотиуакан буквально вынырнул из тумана мезоамериканского предклассического периода как идеально спланированный город, с полностью развитой архитектурой, развитой астрономией, математикой и календарем.
Однако по сохранившимся до наших дней руинам хорошо видно, что в длинной последовательности строительства объекта самые ранние слои почти всегда демонстрируют наибольшую сложность и проработанность.
Мегалитические строители и аллея мертвых
Современный посетитель Теотиуакана вряд ли найдет какие-либо следы первоначального “города богов”, каким он должен был быть, согласно мифам ацтеков, в начале нынешней мировой эры, в 3114 г. до н.э. (это дата начала эпохи – дата начала Пятого Солнца согласно Codex Vaticanus 3739, Codex Ríos). Она погребена под слоями последующих заселений и весьма изобретательных современных реконструкций (значительная часть которых является результатом реставраций Леопольдо Батреса начала 1900-х годов).
Однако стоит лишь пройтись по проторенной туристами тропинке вдоль Аллее Мертвых длиной 4 км, чтобы обнаружить свидетельства гораздо более загадочного и до сих пор практически не изученного прошлого: почти все постройки, которые сегодня можно увидеть в Теотиуакане, состоят из рыхлых лавовых камней, грубо сцементированных между собой, смешанных с саманной глиной и щебнем.
Правда, некоторые фасады изначально были украшены лепниной и росписью, но они в основном потускнели или исчезли, так что впечатление монументальности даже самых больших пирамид сразу исчезает при ближайшем рассмотрении этих сооружений.
Поэтому тем более удивительно обнаружить среди самых ранних слоев строительства свидетельства совершенно иного стиля архитектуры с использованием огромных, тонко обработанных и отполированных каменных блоков, который вполне можно назвать мегалитическим.
Часть этих ранних мегалитических сооружений можно увидеть на западной грани пирамиды Пернатого Змея. Здесь под платформой “адосада” более позднего периода, пристроенной к пирамиде в IV в. н.э., был обнаружен монументальный фасад из камня с тонкой скульптурой. Еще большее недоумение вызывает ряд огромных каменных глыб, разбросанных на небольшой эспланаде в задней части пирамиды. Эти камни кажутся совершенно иными, даже по сравнению с теми, которые покрывают западный фасад пирамиды.
Мало того, что перед нами действительно гигантские монолиты, так еще и вид камня и качество его обработки совершенно иные и значительно превосходят все остальные открытые участки каменной оболочки пирамиды.
Молчание академиков
Из-за своего расположения в зоне, обычно недоступной для посетителей, эти монолиты до сих пор редко публиковались или рассматривались в путеводителях и публикациях по Теотиуакану. Более того, по поводу их возраста, стилистических различий и оригинального расположения, похоже, вообще царит академическое молчание.
Любопытные монолиты
Мегалитические каменные блоки, многие из которых покрыты скульптурами, по-видимому, были брошены без определенного порядка в качестве наполнителя для строительства основного тела пирамиды, датируемого II веком нашей эры. Среди них – несколько колоссальных змеиных голов длиной более двух метров и весом около 4 тонн, а также несколько любопытных U-образных монолитов, вес которых, вероятно, превышает 10 тонн. В целом они выполнены очень аккуратно, со сложными вогнутыми и выпуклыми поверхностями и идеально ровными сторонами.
Порода, из которой высечены крупные мегалитические каменные блоки, представляет собой разновидность очень плотного серого андезита. Петрографическое исследование аналогичных колоссальных андезитовых скульптур из Теотиуакана, проведенное Робертом Хайзером и Хауэллом Уильямсом, указало на наиболее вероятный источник андезита, использованного в Теотиуакане – гору Тлалок, расположенную в окрестностях пуэбло Сан-Мигель-Котлинчан, на расстоянии 25 км от места проведения церемоний. Именно из этого камня был изготовлен самый большой монолит, найденный в Теотиуакане – колоссальная “Богиня воды” (Diosa del Agua), вес которой оценивается более чем в 25 тонн.
Основываясь на стилистических аналогиях с другими монолитами Теотиуакана, Хейзер и Уильямс также пришли к выводу, что огромная незаконченная скульптура, найденная в каменоломне близ Коатлинчана, предназначалась для транспортировки в Теотиуакан. Эта статуя, известная как монолит из Коатлинчана, является одной из самых больших в Америке, ее вес оценивается более чем в 200 тонн. Ее длина составляет 7,1 м, ширина – 3,8 м, толщина – 4 м. Для ее транспортировки в 1964 г. в Мехико (где она сейчас стоит перед Национальным музеем антропологии) потребовался специально сконструированный 112-колесный трактор. Если бы скульптура была закончена, в те времена ее перевезли бы на плотах через озеро Тескоко, а затем на роликах или санях до конечного пункта назначения.
Незавершенность монолита Коатлинчана и бесчисленных мегалитических каменных блоков, разбросанных по территории Теотиуакана, говорит о внезапном появлении и таком же внезапном уходе очень технически развитых мастеров: в последующие после их исчезновения века строительство в Теотиуакане возобновилось и продолжилось, хотя и в гораздо более грубой форме, с переработкой многих мегалитических камней и конструкций, оставленных первоначальными строителями.
Скрытый подземный мир?
Мегалиты и колоссальные скульптуры, возможно, не единственные остатки, оставленные строителями Теотиуакана, поскольку под большей частью территории древнего города проложена обширная сеть тоннелей. О существовании этой обширной и до сих пор практически не изученной сети стало известно относительно недавно. В одной из следующих статей мы исследуем часть этих тоннелей в поисках следов, оставленных их загадочными строителями.
Продолжение здесь.
Марко М. Вигато, независимый исследователь древних тайн и мегалитических цивилизаций.
Читайте также: Почему ацтеки, инки и майя не изобрели колесо