Алхимия, как мистическая наука возникла сразу в трех регионах – Древнем Египте, Китае и Индии. Причем независимо друг от друга.
Алхимические поиски начались в Древней Индии, Китае и Египте тысячи лет назад. Все эти культуры стремились превратить свинец или другие вещества в золото и обрести бессмертие, научившись манипулировать материей и очищать ее.
Хотя цели и процедуры в разных регионах были схожи между собой, алхимические практики в этих обществах, скорее всего, возникли независимо друг от друга.
“Во втором веке нашей эры египетские ремесленники в Александрии стали первыми алхимиками, которые отчаянно пытались превратить металл в золото. Почти одновременно и независимо друг от друга даосские монахи (не совсем алхимики, но религиозные маги) считали золото чудодейственным лекарством и тоже стремились добыть его, но не ради богатства, а для вечной молодости и бессмертия”, – пишет акупунктурист Джозеф П. Хоу, доктор философии, в своей книге “Техники здорового долголетия”.
Покойный доктор Аллен Г. Дебус (1926-2009) тоже говорил о почти одновременном и независимом возникновении алхимии в разных культурах. Дебус получил докторскую степень в Гарвардском университете и стал известен как историк науки. В своей книге “Алхимия и ранняя современная химия” он писал, что алхимия возникла независимо друг от друга не только в Египте и Китае, но и в Индии. Хотя алхимики Китая и Индии оказывали взаимное влияние в более поздний период, Дебус считал, что возникли они независимо друг от друга.
Кстати, в кратком курсе алхимии Гавайского университета дается определение древней практики: “Алхимия – это космическое искусство, с помощью которого части космоса – минералы и животные – могут быть освобождены от своего временного существования и достичь состояния совершенства: золота в случае минералов, а для людей – долголетия, бессмертия и искупления. Такие трансформации могут быть вызваны, с одной стороны, использованием материальной субстанции, такой как “философский камень” или эликсир, или, с другой стороны, откровенным знанием или психологическим просветлением”.
Алхимия могла возникнуть в различных культурах благодаря тому, что она имела отношение к общим или общечеловеческим теориям, которые свойственны всем. Эти теории связаны, например, с концепцией бессмертия и ранней ассоциацией золота с состоянием совершенства. Дебус описал некоторые сходства и различия между культурами.
Египетская алхимия не была так тесно связана с религией, как китайская и индийская. В Египте она носила более практический, чем мистический характер.
Китайская и греческая алхимия были сопоставимы в некоторых отношениях. Происхождение греческой алхимии неясно, но одна из теорий гласит, что она пришла из Египта. И китайцы, и греки включали фактор физического дыхания. Греческие алхимики использовали элементы земли, воды, воздуха и огня. Аналогично, китайская дисциплина включала пять элементов: огонь, дерево, воду, землю и металл.
Китайская алхимия стремилась к балансу между инь и ян (инь и ян ассоциировались с женским и мужским началом, земным и небесным и другими подобными противоположными элементами соответственно). Например, китайские алхимики смешали селитру, ассоциирующуюся с инь, и серу, ассоциирующуюся с ян, и когда всё это взорвалось, ученые возвестили об открытии пороха.
Греки тоже считали противоположности важными. Они работали с такими противоположностями, как горячее-холодное, влажное-сухое, земля-воздух и огонь-вода.
Как и в случае с открытием пороха (который долгое время использовался для петард, а затем стал применяться в оружии), наблюдения алхимии за химическими реакциями в значительной степени способствовали созданию фундамента современной химии.
Многие алхимические практики со временем стали эзотерическими и секретными.
Тот же Гавайский университет приводит примеры загадок, которыми стали писать алхимики: “Серый волк пожирает короля, после чего его хоронят на костре, поглощая волка и возвращая короля к жизни”. Это переводится как “извлечение золота из сплавов путем очистки от сульфидов меньших металлов и обжига сплава золота с сурьмой, пока сурьма не испарится и не останется чистое золото”. В университетской статье отмечается, что загадочное алхимическое послание не менее таинственно, чем современный химический жаргон; например, “дегидрогалогенирование вицинальных дигалогенидов с помощью амидного иона для получения алкинов”.
В заключение надо сказать, что и современные ученые, такие как сэр Исаак Ньютон, Роберт Бойль и Джон Локк, были алхимиками. Билл Ньюман, историк из Университета Индианы, изучал секретные закодированные рецепты сэра Исаака Ньютона:
“Если вы посмотрите на экспериментальные тетради, которые он вел около 30 лет, то действительно невозможно избежать вывода, что он пытался получить философский камень”.
Читайте также: Арбатель: древняя магия с добрыми намерениями