Клеопатра была одной из четырех женщин-алхимиков, работавших над созданием знаменитого философского камня и жившей в тот замечательный период истории Александрии, когда та еще была городом вольных ученых. Некоторые из самых ценных открытий Клеопатры вошли в ее “Хризопею”, в которой, возможно, содержится ключ к трансмутации золота.
Содержание
В Древнем Египте алхимия была элитной дисциплиной, запрещенной для многих. Мистические знания и передовые навыки, необходимые для ее применения, требовали обширного образования и уникальных способностей. Однако разница между Египтом и многими другими местами на Земле была огромной. Женщинам, жившим вблизи Нила, разрешалось заниматься наукой, и их успехи высоко ценились. В некоторых городах, особенно в Александрии, не было никакой дискриминации среди ученых. Такая ситуация способствовала процветанию женщин в науке.
История алхимии полна пробелов, которые, возможно, никогда не будут заполнены. Более того, многие древние открытия были скрыты более поздними учёными и исследователями, которые известны тем, что выдали за свои достижения то, что на самом деле было известно за столетия или даже тысячелетия до них. Но, не смотря на все их усилия, некоторые из выдающихся достижений древних известны сегодня и проливают свет на таинственные камеры, полные инструментов и свитков, в которых древние алхимики проверяли свои идеи.
Была ли Клеопатра еще и врачом?
Обычно Клеопатру-алхимика вспоминают как женщину, которая, возможно, имела греческие корни и жила в Александрии в III веке н.э., где занималась философией и писательством. Ее эксперименты с практической алхимией известны прежде всего тем, что она осуществила одну из четырех попыток женщин-алхимиков получить знаменитый философский камень. Известно также, что она создала очень ранний химический инструмент – алембик.
Некоторые исследователи предполагают, что Клеопатра-алхимик и Клеопатра-врач могли быть одной и той же женщиной. Есть и скептики, опровергающие общепринятые сведения о ней. Одним из авторов, попытавшихся решить проблему этой загадочной женщины, была Мэрилин Огилви, которая написала:
“Много различных историй окружает личность, известную как Клеопатра. Согласно одной теории, она была врачом, упоминаемым в трудах самого Гиппократа, согласно другой – алхимиком, последовательницей Марии Пророчицы. В Средние века теории смешались, плюс к ним добавился еще один вариант: имя царицы Египта Клеопатры стали связывать с деятельностью как Клеопатры-врача, так и Клеопатры-алхимика. Хотя и историки медицины, и историки алхимии обращаются к одним и тем же древним источникам, их интерпретация зависит от их предвзятости – от того, кто ищет врача или алхимика.
Единственная связь между интересами Клеопатры-алхимика и Клеопатры-врача заключается в их общей заботе о репродуктивном процессе. В отчетах о работе Клеопатры-врачевательницы присутствует не более одного компонента науки – описательного. Что касается Клеопатры-алхимика, то, хотя никаких свидетельств оригинальности подхода нет, она, по-видимому, объединила теоретические аспекты алхимии с лабораторными экспериментами”.
Могла ли она делать серебро и золото?
В эллинистическом Египте Клеопатра могла найти множество интересных знаний, которые были спрятаны на книжных полках великой библиотеки. Там же существовал мощный научный кружок, исследовавший множество увлекательных предметов, в том числе и самые загадочные, связанные с химией и физикой.
Многие подробности ее жизни неизвестны, но есть предположение, что она была связана со школой Марии Пророчицы и Комариуса, знаменитых алхимиков. Их величайшими достижениями было создание сложных аппаратов для возгонки и дистилляции. Судя по всему, Клеопатра умерла в IV в. н.э., но подробности ее смерти также остаются неизвестными.
До наших дней дошли только три произведения этой замечательной женщины: Διαλογος φιλοσοφων και κλεοπατρας (Диалог Клеопатры с философами), Εκ των Κλεοπατρας περι μετρων και σταθμων. (О мерах и весах), и самая известная Κλεοπατρης χρυσοποια (Хризопея Клеопатры).
Хризопея – это лист папируса с описанием ее самых выдающихся исследований. Копия папируса находится в Лейденском университете (Нидерланды). Слово “хризопея” можно перевести как “изготовление золота”. Папирус полон символов и рисунков, которые были описаны очень простым способом.
На одном из рисунков изображена змея, поедающая свой хвост. Это был символ вечного возвращения, очень популярный в древности. Здесь же изображен инструмент, похожий на известный химический прибор керотакис (аппарат для дистилляции, использовавшийся эллинистическими египетскими алхимиками в Александрии). Наконец, есть символ звезды и полумесяца, означающий превращение свинца в серебро. Значит ли это, что попытки Клеопатры преобразовать металлы были успешными? Получилось ли у нее сделать серебро? А может быть, даже золото? Ответы на эти вопросы остаются неизвестными.
Тень древнего ученого
Кроме Клеопатры-алхимика, мы знаем еще несколько имен великих ученых ее времени. Одним из них была женщина по имени Пафнутия Дева. Она известна из переписки между алхимиками Теосебией и ее братом Зосимом из Панополиса. В этом письме Зосим критикует свою сестру за то, что она делится идеями с Пафнутией. По его мнению, образование Пафнутии было ограниченным, а ее занятия алхимией не представляли ценности.
Алхимия является предшественником современной химии, а древние алхимики, такие как Клеопатра, сыграли значительную роль в ее развитии.
Читайте также: Алхимия как наука