Музыка обладает невероятной силой. Гармонии, аккордовые последовательности и песни могут перенести слушателя в иные миры, меняя его настроение и мироощущение так, что это кажется чем-то неведомым и неподвластным. Никто не станет спорить с тем, что музыка способна пробуждать эмоции, но некоторые считают ее и опасным инструментом.
В неумелых руках она может породить чувства, которые кто-то сочтет пагубными. Конечно, для современного человека, привыкшего к свободе музыкального самовыражения, это может показаться абсурдом. Однако были времена, когда музыку запрещали, считая ее способность пробуждать эмоции и даже подчинять себе волю проявлением зла. В 50-60-х годах рок-н-ролл обвиняли в растлении молодежи. Его критиковали за поощрение фривольности в отношениях между полами, что пугало родителей (хотя и с изрядной долей ханжества).
Но это касалось скорее поведения, которое якобы провоцировала музыка, а не самой музыки как таковой. А вот если вы думаете, что музыка не может быть злой по своей природе, то католики эпохи Возрождения с вами бы не согласились. Они считали, что один аккорд, нечто среднее между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой, но не совсем то и не другое, был не просто неуместен. Он был самим «Diabolus in Musica» – Дьяволом в музыке. Это был Аккорд зла, и его не следовало издавать.
Diabolus in Musica
Аккорд зла, также известный как тритон, действительно режет слух. Он охватывает три полных тона музыкальной гаммы, что делает его одной из самых диссонансных гармоний. В этом и кроется корень неприязни католиков к Аккорду зла. Это было ужасное звучание, и его отталкивающая какофония противоречила представлению о божественном. Музыка в то время, особенно церковная, считалась актом поклонения, способом восхваления Бога и приближения к Его благодати. Ее композиция должна была соответствовать ренессансному представлению о Нем: как Бог был прекрасен, так и музыка, связанная с Ним, должна была быть прекрасной.
А Аккорд зла определенно не был прекрасным. Католическая церковь рассуждала, что этот звук никак не мог быть делом рук Божьих. Такой ужасный шум должен был быть делом рук Дьявола, и поэтому ему не было места в церкви. Конечно, подобные рассуждения загоняли церковь в догматические тупики: в конце концов, Бог создал всё, и это «всё» включало в себя и Аккорд зла. Утверждение, что Дьявол каким-то образом исказил его, было их лучшей, хотя и довольно слабой, попыткой объяснить его существование.
По иронии судьбы, именно неприятная природа этого аккорда привела к его неожиданному применению в современном мире. Резкий диссонанс делал его очень заметным, а это означало, что этот ужасный звук привлекал к себе внимание. А это могло быть полезно. В частности, многие сирены на машинах экстренных служб сегодня используют Аккорд зла в интервалах между нотами.
Так что, если вам интересно, почему вы так отчетливо слышите сирену скорой помощи или пожарной машины, поблагодарите за это диссонанс тритона. Кажется, он все-таки нашел свое применение в служении Богу.
На основе статьи.
Читайте также: Археоакустика: древние мегалиты, музыка и разум