Ацтлан (также пишется иногда Ацталан) – название мифической родины ацтеков, древней мезоамериканской цивилизации, которая сама себя называла “мешики” (mēxihcah) – откуда и пошло название Мексика. Согласно мифу о происхождении, мешики покинули Ацтлан по приказу своего бога/правителя Уицилопочтли, чтобы найти новый дом в долине Мехико. На языке науа Ацтлан означает “Место белизны” или “Место цапли”. Вопрос о том, существовало ли это место в действительности, остается открытым.
Содержание
Каким был Ацтлан
Согласно различным версиям историй мешиков, их родина Ацтлан была роскошным и восхитительным местом, расположенным на большом озере, где все были бессмертны и жили счастливо среди изобилия ресурсов. Посреди озера возвышался крутой холм под названием Кольхуакан, а в холме находились пещеры, известные под общим названием Чикомосток, где жили предки ацтеков. Земля была наполнена огромным количеством уток, цапель и других водоплавающих птиц; непрерывно пели красные и желтые птицы; в водах плавали большие и красивые рыбы, а по берегам росли тенистые деревья.
В Ацтлане люди ловили рыбу с каноэ и ухаживали за своими плавучими огородами, где выращивали кукурузу, перец, фасоль, амарант и помидоры. Но когда они покинули родину, все обернулось против них: сорняки жалили их, камни ранили их, поля были усеяны чертополохом и колючками. Они бродили по земле, полной гадюк, ядовитых ящериц и опасных диких животных, пока не добрались до своего дома, чтобы построить место своей судьбы – Теночтитлан.
Кем были чичимеки?
Согласно мифу, в Ацтлане предки ацтеков жили в семи пещерах, которые назывались Чикомосток. Каждая пещера соответствовала одному из племен науатль, которые впоследствии покинули это место и последовательными волнами достигли Мексиканского бассейна. Эти племена, перечисляемые с небольшими различиями в разных источниках, были ксочимилька, чалка, тепанека, колхуа, тлауика, тлакскала и группа, которая впоследствии стала мешиками (ацтеками).
В устных и письменных источниках также упоминается, что мешикам и другим группам науатль предшествовала другая группа, известная под общим названием чичимеки, которая мигрировала с севера в Центральную Мексику несколько раньше и считалась людьми науатль менее цивилизованной. Чичимеки, по-видимому, не относятся к какой-то конкретной этнической группе, а скорее являются охотниками или северными земледельцами в отличие от тольтеков, городских жителей, городского земледельческого населения, уже проживавшего в Мексиканском бассейне.
Переселение
Истории о сражениях и вмешательстве богов во время путешествия многочисленны. Как и во всех мифах о происхождении, в самых ранних из них смешиваются естественные и сверхъестественные события, но истории о прибытии мигрантов в Мексиканский бассейн менее мистичны. Несколько версий мифа о миграции включают историю о богине Луны Койольшауки и ее 400 звездных братьях, которые пытались убить Уицилопочтли (Солнце) на священной горе Коатепек.
Многие археологи и историки-лингвисты поддерживают теорию о многочисленных переселениях в Мексиканский бассейн из северной Мексики и/или юго-восточной части США в период между 1100 и 1300 гг. н.э. Доказательствами в пользу этой теории служат появление новых типов керамики в центральной Мексике и тот факт, что язык науатль, на котором говорили ацтеки/мешики, не является коренным для центральной Мексики.
Поиски Монтесумы
Ацтлан был источником очарования для самих ацтеков. Испанские хроники и кодексы сообщают, что мексиканский король Монтесума Ильхуикамина (или Монтесума I, правил в 1440-1469 гг.) отправил экспедицию на поиски мифической родины. Он собрал в дорогу шестьдесят пожилых колдунов и магов и выдал им из королевских кладовых золото, драгоценные камни, мантии, перья, какао, ваниль и хлопок для подношения предкам. Колдуны покинули Теночтитлан и через десять дней прибыли в Коатепек, где, превратившись в птиц и животных, отправились в Ацтлан, где вновь обрели человеческий облик.
В Ацтлане колдуны обнаружили холм посреди озера, жители которого говорили на языке науатль. Колдунов отвели на холм, где они встретили старика, который был жрецом и хранителем богини Коатликуэ. Старик отвел их в святилище Коатликуэ, где они встретили древнюю женщину, которая сказала, что она – мать Уицилопочтли и очень страдает после его ухода. По ее словам, он обещал вернуться, но так и не вернулся. Люди в Ацтлане могли сами выбирать свой возраст, сказал Коатликуэ: они были бессмертны.
Причина, по которой люди в Теночтитлане не были бессмертными, заключалась в том, что они употребляли какао и пользовались предметами роскоши. Старик отказался от золота и драгоценностей, принесенных вернувшимися, сказав: “Эти вещи погубили вас”, и дал колдунам водоплавающих птиц и растения, произрастающие в Ацтлане, а также плащи и набедренные повязки из волокна магуэя, чтобы они забрали их с собой. Колдуны снова превратились в животных и птиц и вернулись в Теночтитлан.
Какие факты подтверждают реальность Ацтлана и переселения?
Современные ученые давно спорят о том, был ли Ацтлан реальным местом или просто мифом. В нескольких оставшихся от ацтеков книгах, называемых кодексами, рассказывается о переселении из Ацтлана, в частности в кодексе “Ботурини или Тира о переходе” (Boturini o Tira de la Peregrinacion). Эта история также была передана ацтеками в устной форме нескольким испанским хронистам, в том числе Берналю Диасу дель Кастильо, Диего Дурану и Бернардино де Саагуну.
Мешики рассказали испанцам, что их предки достигли долины Мехико примерно за 300 лет до этого, покинув свою родину, располагавшуюся далеко к северу от Теночтитлана. Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что миф о миграции ацтеков имеет под собой прочную основу.
Всесторонне изучив сохранившиеся истории, археолог Майкл Э. Смит обнаружил, что в источниках упоминаются перемещения не только мешиков, но и нескольких различных этнических групп. В результате проведенных в 1984 году исследований Смит пришел к выводу, что люди прибывали в Мексиканский бассейн с севера четырьмя волнами. Самой ранней волной были чичимеки, не говорящие на науатль, примерно после падения Толлана в 1175 г. За ними последовали три группы, говорящие на науатль, которые поселились в Мексиканском бассейне около 1195 г., в прилегающих высокогорных долинах около 1220 г., и ацтеки, которые поселились среди более раннего населения Ацтлана около 1248 г.
Но до сих пор не выявлено ни одного возможного кандидата на роль Ацтлана.
Современный Ацтлан
В современной культуре чикано Ацтлан является важным символом духовного и национального единства, а также используется для обозначения территорий, уступленных Мексикой Соединенным Штатам по договору Гуадалупе-Идальго в 1848 г., Нью-Мексико и Аризоны. В штате Висконсин есть археологический памятник под названием Ацталан, но он точно не является родиной ацтеков.
Читайте также: Монолит Тлалока: вызвало ли перемещение этой массивной каменной статуи гнев бога ацтеков?