От руин древнейших месопотамских городов до небоскребов XX века, история цивилизации может быть рассказана через пять основных строительных материалов. Без кирпича, бетона, камня, дерева и стали мир выглядел бы совершенно иначе. Но и сама культура была бы неузнаваемой, потому что в то время, как цивилизация формировала эти материалы, они, в свою очередь, формировали цивилизацию. Сегодня мы исследуем новую сторону истории человечества, взглянув на пять элементов, которые помогли (буквально) ее построить.
Содержание
Кирпич: простота и человечность
Самый ранний строительный блок цивилизации является и самым долговечным. Все, что для него нужно – это базовые элементы жизни: вода, земля и солнце. Глиняные кирпичи легко было смешивать и обжигать под палящим солнцем месопотамской пустыни. Будучи более доступным, чем камень, более простым в изготовлении, чем бетон, и более долговечным, чем дерево, скромный глиняный кирпич поднялся из песков пустыни, чтобы создать первые произведения человеческой архитектуры.
Этот глиняный строительный блок до сих пор используется во всем мире, как в своем первоначальном виде, так и в более усовершенствованных составах, но самым поразительным свидетельством его мощи является Великий зиккурат Ура. Простояв более 4000 лет, зиккурат является безмолвным памятником человеческому творчеству, манипулирующему даже самым невзрачным материалом для создания сооружения титанической мощи.
Бетон: утонченность цивилизации
По мере того, как цивилизация укрощала дикость стихий, строители экспериментировали с более сложными смесями, методами и материалами. Бетон, смесь песка или другого заполнителя, скрепленного цементом, появился в умелых руках греческих и римских мастеров. Обнаружив, что химические свойства известняка заставляют его твердеть до каменного состояния, они использовали его для отливки захватывающих, неординарных форм. Римляне, например, верили в широкие открытые пространства, не прерываемые колоннами и внутренними стенами. Бетон позволил строить обширные купола, подобные куполу Пантеона.
Он остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире, не превзойденным даже современными промышленными методами. Хотя популярность бетона в XX веке была связана с такими дизайнерскими движениями, как модернизм, этот материал имеет гораздо более глубокое историческое значение. Именно бетон позволил архитекторам выйти за пределы ограниченных форм кирпича и обратиться к новым, нестандартным формам архитектуры.
Камень: труды богов
Используемый греками в элегантных храмах, освоенный римлянами в их обширной инфраструктуре и возведенный на вдохновенную высоту соборами средневековья, камень является универсальным материалом благородства.
Храмы и дворцы по всему миру требовали для своего строительства гранита, известняка и песчаника. Его добыча, транспортировка и обработка были настолько трудоемкими, что привлекали большую часть крестьянского сословия цивилизации, зачастую стимулируя экономику, предоставляя очень много работы. Но, не удовлетворяясь одними лишь масштабами, самые вдохновенные строители высекали из него настоящие застывшие симфонии.
Западный фасад Амьенского собора представлял собой непрерывное произведение искусства огромного масштаба, вырезанное вручную на протяжении двух десятилетий людьми безмерной преданности. Но даже эти мастера камня трепетали перед чем-то более древним. Поговорка XII века гласит: “Человек боится времени; время боится пирамид”. Долговечность камня хранит нашу связь с величием прошлого. Когда мы проходим под сводами средневекового собора или поднимаемся на пирамиду Солнца, цивилизации прошлого вновь становятся для нас настоящим.
Дерево: увядающая память
Если камень является материалом ушедшего прошлого, то дерево говорит о более печальной истине. А именно о том, что большая часть прошлого канула в Лету. Дерево дешевле и менее требовательно, чем камень, что делает его предпочтительным материалом для небольших церквей, особняков и храмов.
Однако большая часть древней древесины сгнила или сгорела. Отдельным исключением являются деревянные церкви Норвегии и Швеции. Строители этих церквей в XVI веке использовали кораблестроительные технологии, и благодаря передаваемому из поколения в поколение методу обработки древесины, несколько деревянных церквей сохранились на протяжении сотен лет. К сожалению, их осталось немного. Их уникальная архитектура наводит на мысль: сколько таких великолепных деревянных построек канули в Лету?
Сталь: человек царапает небо
В 1856 году Генри Бессемер усовершенствовал железо для производства стали. Этот прочный, легкий материал стал воплощением мечты архитекторов, и в течение нескольких лет он доминировал в новом индустриальном мире. Раньше архитекторы были ограничены в высоте зданий из-за веса материалов. Камень настолько тяжел, что для поддержания высоких башен требуется широкое основание, в то время как бетон слишком хрупок, чтобы стоять высоко без поддержки.
Изобретение Бессемера решило эти проблемы: железобетон стал рецептом огромных, недорогих зданий, и небоскребы взметнулись вверх по всему промышленному миру. Некоторое время они цеплялись за архитектуру прошлого. Флэтайрон-билдинг в Нью-Йорке был похож на ренессансный палаццо с деталями боз-ар, только изящно вытянутый ввысь.
Сталь не просто произвела революцию в архитектуре: она изменила мир. Будучи материалом прогресса и массового производства, сталь породила самолеты, автомобильные и железные дороги, автомобили и грузовики для перевозки людей и грузов с умопомрачительной скоростью. Под влиянием стали темп человеческой жизни стал быстрее, чем когда-либо прежде.
Строительные блоки будущего
Архитектура, технологии и культура неразделимы. Ручные инструменты добывали строительные блоки для древних храмов. Блоки и колеса возводили соборы. Передовой процесс обезуглероживания железа создал сталь, из которой построен современный мир.
История технологий все еще пишется, как и история того, как мы строим. Но мы пока не знаем как бурный прогресс технологий XXI века повлияет на наши здания в ближайшие столетия?
Но самое главное, выдержит ли эта архитектура испытание временем?
Читайте также: Древние технологии без конспирологии: как все-таки древние египтяне строили пирамиды?